Концепция председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 годах

 

Созданное по инициативе российского руководства в 2006 году межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС) смогло за короткое время стать влиятельным фактором мировой политики и экономики. БРИКС является одновременно и символом набирающей силу тенденции к формированию полицентричного мира, и основным генератором её развития. Линия на всемерное укрепление БРИКС, заложенная в Концепции внешней политики Российской Федерации и конкретизированная в концепции участия нашей страны в данном объединении, является одним из стержневых направлений внешней политики России.

Перспективной целью Российской Федерации в БРИКС и, соответственно, сквозной задачей председательства в объединении является постепенная трансформация БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм стратегического и текущего взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Основные средства достижения данной цели - последовательное расширение спектра направлений сотрудничества, всё более активное продвижение общих интересов стран БРИКС на международной арене, создание разветвленной системы механизмов взаимодействия и начало их институционализации, в первую очередь в финансово-экономической сфере. Всё это призвано поднять БРИКС до уровня важного элемента системы глобального управления XXI века.

Основными целями российского председательства в БРИКС являются:

- укрепление положения БРИКС и на этой основе - наращивание международно-политических и экономических позиций нашей страны в целом на мировой арене;
- продвижение решений наиболее острых международно-политических проблем, представляющих приоритетное значение для России и её партнёров по БРИКС (региональные конфликты, борьба с международным терроризмом, наркоугрозой, противодействие распространению ОМУ), с опорой на консолидированные подходы стран «пятёрки»;
- укрепление позиций БРИКС в международной системе за счёт расширения и придания развитого стабильного характера внешним связям объединения, в том числе на евразийском пространстве;
- достижение с опорой на БРИКС осязаемого прогресса в реформировании международной валютно-финансовой системы, в первую очередь - МВФ;
- дальнейшее развитие многостороннего финансового сотрудничества в рамках БРИКС, включая полноценный запуск работы Нового банка развития и Пула валютных резервов стран форума;
- выявление принципиально новых сфер деятельности БРИКС - парламентской, культурной, информационной и молодёжной;
- продвижение инициатив по совершенствованию БРИКС и осуществление практических мер по постепенной институционализации объединения;
- повышение эффективности работы БРИКС за счёт усиления отчетности о выполнении государствами-участниками принятых ими ранее обязательств.

Конкретными приоритетами председательства России являются следующие:

1. Укрепление международно-политических позиций России и в целом объединения БРИКС

БРИКС стал влиятельным коллективным участником мировой политики по ряду ключевых вопросов обеспечения международного мира и безопасности. Наиболее продвинуто сотрудничество по региональным конфликтам (Сирия, палестино-израильский конфликт, Афганистан, конфликты в Африке), международной информационной безопасности.

В то же время в данной сфере имеются значительные резервы, связанные в первую очередь с небольшим пока опытом практического взаимодействия в формате «пятёрки» и недостаточной развитостью рабочих механизмов многостороннего сотрудничества.

В этих условиях практическими задачами российского председательства в международно-политической сфере являются следующие:

- всемерное развитие сотрудничества в ООН, включая противодействие попыткам отдельных стран навязывать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и на продвижение односторонних вариантов решения конфликтных ситуаций с применением санкционного давления и военной силы;
- тесное сотрудничество участников БРИКС в целях укрепления верховенства международного права в мировых делах, противодействия тенденциям, направленным на размывание основополагающих принципов международного права, произвольную интерпретацию положений Устава ООН и решений Совета Безопасности ООН;
- качественное наращивание потенциала «мягкой силы» БРИКС за счёт сближения практических подходов государств-участников к вопросам содействия международному развитию.

Для достижения указанных целей российская сторона предлагает существенно развить имеющийся механизм сотрудничества за счёт внедрения в практику консультаций по конкретным региональным конфликтам и по актуальным проблемам международного права.

2. Продвижение интересов национальной безопасности России, общих интересов безопасности БРИКС, укрепление международной безопасности

В БРИКС сформировался эффективно действующий механизм диалога на уровне высоких представителей государств-участников по вопросам национальной безопасности. В период российского председательства его следует нацелить на решение следующих задач:

- согласование позиций государств БРИКС по вопросам стратегической стабильности, международной и региональной безопасности, нераспространения оружия массового уничтожения, урегулирования региональных конфликтов и поддержания региональной стабильности;
- усиление сотрудничества в борьбе с транснациональными террористическими группировками. Особо актуальна консолидация стран БРИКС в вопросах борьбы с угрозами международного терроризма, исходящими из очагов локальных войн и вооруженных конфликтов (Сирия, Афганистан);
- выведение БРИКС на позиции коллективного лидера в мировом сообществе в вопросах укрепления международной информационной безопасности (МИБ), интернационализации управления сетью Интернет и выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Следует исходить из того, что тематика МИБ является одним из ключевых элементов российского председательства. Необходимо перевести взаимодействие стран БРИКС в данной области в практическую плоскость и подвести под него правовую базу в форме межправительственного соглашения государств БРИКС о сотрудничестве в сфере МИБ. Вести дело к разработке такого соглашения на базе Рабочей группы экспертов БРИКС по безопасности в сфере использования ИКТ.

За рамками диалога по линии высоких представителей государств-участников по вопросам национальной безопасности следует продолжить сотрудничество с партнёрами по БРИКС для продвижения в ООН и на других международных площадках предложений стран «пятёрки» по мерам транспарентности и доверия в космосе, а также проекта договора о предотвращении размещения оружия в космосе и применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.

Важным направлением сотрудничества с партнёрами по БРИКС должно быть совместное противодействие незаконному обороту наркотиков - с учётом растущей актуальности этой проблемы для всех участников объединения. В дополнение к проведению в период российского председательства очередной встречи руководителей антинаркотических ведомств следует вести дело к созданию рабочей группы по данной тематике.

3. Продвижение интересов России и БРИКС в сфере развития многостороннего финансового сотрудничества, реформирования международной валютно-финансовой системы (МВФС) и обеспечения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста

Сотрудничество партнёров по БРИКС по международным финансовым и экономическим вопросам останется на длительную перспективу одним из ключевых направлений работы с учётом его большого значения как фактора обеспечения финансовой стабильности и экономической безопасности.

Приоритетными задачами в данной области являются:

- качественное усиление координации позиций экономик БРИКС по вопросам повестки дня «Группы двадцати» в период председательства Турции (2015 год) и КНР (2016 год) с опорой на решения Санкт-Петербургского саммита «двадцатки» (сентябрь 2013 года). Работу необходимо вести по следующим направлениям: продвижение реформ международных финансовых институтов, в первую очередь - МВФ; осуществление Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, в том числе реализация «всеобъемлющих стратегий роста» и минимизация негативных «побочных эффектов» от нормализации денежно-кредитной политики в развитых странах; выработка общей позиции стран БРИКС в отношении последствий для их экономик от сворачивания нетрадиционной денежно-кредитной политики в США и в других развитых государствах;
- начало полноформатной работы Нового банка развития и Пула условных валютных резервов стран БРИКС;
- принятие государствами-участниками БРИКС мер по расширению доступности финансовых услуг для населения в сочетании с усилением защиты прав потребителей таких услуг и повышением финансовой грамотности граждан;
- усиление координации с партнёрами по БРИКС в рамках реализации Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS) и рассмотрение возможных шагов, направленных на деофшоризацию национальных экономик.

Кроме того, предусматривается возможность, в случае наличия взаимного интереса со стороны партнёров по БРИКС, инициировать дискуссию по нескольким новым направлениям, актуальным в нынешних условиях. Такие направления могут включать обмен опытом по созданию национальных платёжных систем и совершенствование деятельности кредитно-рейтинговых агентств.

4. Использование возможностей БРИКС для диверсификации внешнеэкономических связей России, усиления экономической безопасности страны, а также укрепления основ многополярного мироустройства в экономической сфере

В условиях растущей турбулентности мировых рынков, обострения международной конкуренции, расширения практики применения односторонних экономических санкций качественно новое значение приобретает запуск «внутреннего» экономического сотрудничества в рамках БРИКС. Такое сотрудничество позволит реализовать преимущества, вытекающие из взаимодополняющего характера экономик стран-участниц, а также уменьшит имеющиеся уязвимости каждой из экономик БРИКС от неблагоприятных тенденций международной конъюнктуры.

В связи с этим в период российского председательства в БРИКС приоритетными являются следующие цели:

- координация позиций государств БРИКС в ВТО по вопросам, где подходы партнёров совпадают (поддержка многосторонней торговой системы, скорейшее завершение Дохийского раунда переговоров ВТО, обеспечение транспарентности при заключении региональных торговых соглашений и ряд других);
- принятие активных мер к согласованию с партнёрами предложенного Россией проекта Стратегии экономического сотрудничества государств БРИКС как ключевого инструмента для развёртывания многостороннего делового взаимодействия в целях ускорения социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности участников БРИКС в мировой экономике;
- поощрение практики взаиморасчётов в национальных валютах и развитие соответствующих механизмов во внешнеэкономических сделках;
- использование возможностей отраслевых форматов взаимодействия, Делового совета и Бизнес-форума БРИКС для выявления и запуска проектов многостороннего экономического сотрудничества в приоритетных для российской стороны и её партнёров отраслях промышленности, энергетики, транспорта и логистики, информационно-коммуникационных технологий;
- активизация работы в сфере инвестиционного сотрудничества, включая совершенствование инвестиционного климата и обмен лучшими практиками;
- дальнейшее развитие сотрудничества в сфере сельского хозяйства;
- активное продвижение сотрудничества в рамках БРИКС в сфере науки и технологий;
- развёртывание, в качестве нового направления сотрудничества, взаимодействия государств БРИКС и компаний частного сектора в сфере использования минерально-сырьевых ресурсов, включая их добычу и переработку. В этих целях планируется проведение встречи министров природных ресурсов;
- проведение встречи министров по охране окружающей среды - с учётом растущей важности проблем экологии во всех странах БРИКС;
- мобилизация партнёров по БРИКС на принятие скоординированных мер по решению вопросов, затрудняющих развитие взаимных торгово-экономических связей (максимальное облегчение визового режима для предпринимателей, гармонизация национальных технических стандартов стран БРИКС в отдельных секторах экономики на основе международных стандартов, решение проблемных вопросов по страхованию и кредитованию экспорта в страны БРИКС);
- продолжение активного сотрудничества в рамках БРИКС по вопросам конкурентной политики, в налоговой сфере и по линии статистических ведомств;
- развитие сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией.

5. Качественное наращивание сотрудничества по вопросам миграции и социально-трудовых отношений

Востребованность взаимодействия в этой области возрастает в связи с увеличением масштабов и сложности задач социального характера, стоящих перед странами БРИКС.

Целями российского председательства в данной сфере являются:

- открытие принципиально нового для БРИКС направления сотрудничества - в миграционной сфере; проведение первой встречи руководителей миграционных служб государств БРИКС;
- повышение эффективности взаимодействия в социально-трудовой сфере, в том числе с опорой на решения Санкт-Петербургского саммита «двадцатки». В этих целях предлагается создать в рамках БРИКС Рабочую группу по социально-трудовым вопросам с привлечением международных экспертов.

6. Сотрудничество в сфере здравоохранения как важный ресурс укрепления позиций России в БРИКС

С учётом усиления влияния БРИКС на выработку международным сообществом решений по глобальным проблемам здравоохранения возрастает необходимость дальнейшего укрепления роли России в деятельности БРИКС в данной области.

Российское председательство предлагает партнёрам реализовать меры, призванные придать большую системность и целенаправленность действиям по следующим трекам:

- неинфекционные заболевания, включая сердечно-сосудистые;
- инфекционные заболевания, включая ВИЧ/СПИД, туберкулез, гепатит, малярию, лихорадку Денге;
- система здравоохранения;
- биомедицинская наука;
- выработка наиболее эффективных механизмов оценки качества и доступности медицинской помощи;
- качественное развитие взаимодействия в разработке, производстве и торговле средствами профилактики, диагностики и лечения инфекционных болезней (ВИЧ/СПИД и другие опасные инфекции), включая совместный анализ правовых, экономических, организационных аспектов расширения такого сотрудничества;
- обмен информацией о достижениях в сфере высоких медицинских технологий.

Основным результатом работы председательства на данном направлении может стать комплекс практических договорённостей «Вклад БРИКС в повышение глобальной безопасности здоровья», зафиксированный в итоговом коммюнике саммита.

7. Развертывание полноформатного социально-политического и гуманитарного взаимодействия в БРИКС

До сих пор сотрудничество в данной сфере в БРИКС носит ограниченный характер. Российское председательство может качественно изменить положение в этой важной области, что будет способствовать укреплению позиций нашей страны в БРИКС, развитию межцивилизационного диалога, продвижению общих ценностей стран БРИКС на мировой арене. Весьма важна возможность использования сотрудничества в данной сфере для усиления позиций российской культуры и русского языка в крупнейших странах мира, каковыми являются участники БРИКС. Кроме того, вовлечение в деятельность БРИКС политических сил и организаций гражданского общества стран-участниц увеличит внутреннюю базу поддержки этого межгосударственного объединения.

Для достижения указанных целей представляется необходимым:

В сфере социально-политического сотрудничества:
- оказание по линии федеральных органов исполнительной власти активного содействия Федеральному Собранию Российской Федерации в продвижении проекта учреждения Парламентского форума стран БРИКС;
- оказание поддержки российским НПО в подготовке и проведении Гражданского форума БРИКС;
- оказание поддержки ФНПР в подготовке и проведении Профсоюзного форума БРИКС.

В сфере молодёжной политики:
Назрело формирование «молодёжного измерения» БРИКС путём реализации целевой программы мероприятий, включающей в себя:
- проведение Форума молодых лидеров стран БРИКС и Глобального университетского саммита БРИКС;
- учреждение Сетевого университета БРИКС;
- расширение приёма граждан стран БРИКС в российские высшие учебные заведения;
- проведение Форума молодых дипломатов стран БРИКС, внедрение в практику стажировок молодых дипломатов из стран БРИКС в МИД России и приём их на обучение в российские вузы на взаимной основе, в том числе в Дипломатическую академию МИД России на основе Соглашения о сотрудничестве дипломатических академий стран БРИКС.

В сфере культуры:
Начать формирование культурного измерения БРИКС. В частности, предлагается осуществить:
- проведение встречи министров культуры стран-участниц БРИКС;
- проведение активной линии на заключение межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры между странами БРИКС;
- укрепление в приоритетном порядке культурных обменов между государствами-участниками БРИКС с упором на продвижение российской культуры;
- содействие развитию сотрудничества между профильными ведомствами и компаниями-операторами государств-участников БРИКС в области туризма. Приоритетная задача - привлечение туристов из стран БРИКС в Россию.

8. Информационная работа российского председательства

В период председательства России в БРИКС следует вести дело к качественному улучшению распространения информации о деятельности этой структуры в странах БРИКС и в международном сообществе.

Для решения этой задачи планируется:

- учреждение Форума публичной дипломатии с участием руководителей пресс-служб МИД государств-участников и ведущих средств массовой информации для обмена опытом освещения работы БРИКС и возможной выработки общих подходов;
- проведение совместно с партнёрами по БРИКС серии информационно-пропагандистских акций, посвященных 70-летию Победы во Второй мировой войне. Политическим наполнением мероприятий призваны стать идеи дружбы и взаимопонимания между народами стран БРИКС, решительного противодействия попыткам возрождения идеологии и политики нацизма, расизма, антисемитизма и ксенофобии во всех их проявлениях; недопущения фальсификации истории с целью подрыва основ послевоенного мироустройства;
- запуск работы Виртуального секретариата БРИКС - общего интернет-сайта внешнеполитических ведомств государств-участников, содержащего информацию о работе БРИКС, об истории создания объединения, целях и принципах его деятельности. Виртуальный секретариат призван стать общей информационной площадкой для развития взаимодействия участников БРИКС в общественно-политической, экономической, научной, культурной, молодёжной сферах;
- обеспечение государственной поддержки производства документальных телевизионных фильмов, теле- и радиопередач, посвящённых БРИКС; организация выпуска специального номера журнала «Международная жизнь», приуроченного к российскому председательству в БРИКС;
- проведение конкурса среди журналистов государств-участников БРИКС на лучший материал об объединении.

9. Обеспечение качественно нового уровня внешних связей БРИКС

Достигнутое качество сотрудничества в БРИКС по широкому спектру проблем, растущий авторитет объединения на международной арене ставят в повестку дня вопрос о переводе внешних связей БРИКС на уровень, соответствующий его возросшим возможностям.

Для решения данной задачи необходимо:

- введение в регулярную практику «на полях» встреч лидеров и министров государств БРИКС мероприятий в формате «аутрич» с участием руководителей крупных развивающихся стран, международных и региональных организаций. В связи с этим предлагается организовать «на полях» саммита БРИКС в Уфе такое мероприятие с приглашением ведущих международных организаций по профилю повестки дня саммита и региональных организаций, действующих на евразийском пространстве;
- запуск системы регулярных консультаций председательства БРИКС с руководством ведущих международных и региональных организаций - ООН, ЕАЭС, Африканского союза, Лиги арабских государств, Организации исламского сотрудничества, региональных интеграционных объединений Латинской Америки, АСЕАН и других;
- введение в практику направления посланий председательства руководителям ведущих международных организаций по наиболее актуальным вопросам мировой политики, финансов и экономики.

Реализация данной концепции укрепит позиции России в одной из наиболее перспективных группировок государств, всё больше определяющей вектор развития мировой политики и экономики. На основе Концепции станет возможным продвинуть внешнеполитические интересы нашей страны, её экономического развития, расширить информационно-культурное влияние в мире. Сложатся предпосылки для вывода БРИКС на новые позиции на мировой арене.